В кафе Æblehaven прочли лекцию о неофициальных топонимах.
«Три дороги», «Красное поле», «Мастодонт»… Эти и другие неофициальные имена уголкам Смоленска дали таксисты, дворовая детвора, студенты, влюбленные и даже, возможно, бандиты. Эти словечки стали предметом изучения для кандидата филологических наук Дмитрия Бутеева. Самые интересные результаты своих изысканий он представил на лекции «Неофициальные топонимы Смоленска», которая была организована в рамках проекта «Факультатив» городского информцентра по атомной энергии 7 февраля.
Многие неофициальные названия даже и не воспринимаются таковыми. Например, ставить свечку смоляне идут в «Собор» – полное название храма сокращается до одного слова, и это уже как раз топоним из разряда тех, что изучает Дмитрий. Или, скажем, «Ленинка» — всем, кто застал областную библиотеку с ее советским названием, понятно, о чем речь.
Бывает и так, что многие жители города не подозревают, что используют неофициальное название. Например, Блонье. Вы знали, что это на самом деле Сад им. М.И. Глинки?
Некоторые здания Смоленска чудом сохраняют память об учреждениях, которые из них давно съехали или закрылись – например, дом на улице Николаева, известный всем как «Океан». Имя дано по названию магазина, которого нет, наверное, уже лет десять. Кстати, интересно, что почти напротив «Океана» находится «Бережок» — противоположная сторона дороги возвышается на насыпи.
Многие из таких названий бытуют только среди определенных групп населения или даже «в узких кругах». Дети из 29-й школы, к примеру, называют стадион около нее «Маракана». Студенты СФ МЭИ — неофициальный топоним «Энерго» — когда-то дали всем пивным ларькам в окрестностях названия аудиторий. Дольше всех, как рассказал Дмитрий Бутеев, продержался магазинчик А-11, но теперь нет и его. С не менее алкогольной, но еще более маргинальной темой связано название «Тропа Хошимина» (окрестности Студенческой улицы), известное благодаря смоленскому писателю Олегу Разумовскому. Некоторые смоляне назначают встречи в «Ноябре» — за кинотеатром «Октябрь». Таксисты Смоленска знают, что такое «Три дороги» — место пересечения улиц Николаева, Нормандии-Неман и Кирова.
Многие неофициальные топонимы очень метко выхватывают черты зданий, у которых и официальных названий нет. Так, к примеру, этот дом на улице Тимирязева некоторые смоляне называют «грустный домик».
«Красное поле» находится напротив – это площадка около Восточного участка крепостной стены, с ее «городской» стороны.
А этот дом-гостиницу зовут не только «Колокольчиком», но и «Мастодонтом». Как нам кажется, на этом слайде было показано, почему.
«Если топоним используется какой-то определенной группой людей, то часто, когда эта группа распадается, например, повзрослев, название перестает употребляться. Однако в памяти людей оно некоторое время еще хранится, хоть и не является общеизвестным», — прокомментировал Дмитрий Бутеев.
Конечно же, многие из неофициальных топонимов не общеупотребительны. Но это не значит, что они не должны быть записаны в словарь. За каждым из них – судьбы людей, истории, воспоминания, образы и даже целые эпохи, достойные изучения и памяти. А вот употреблять или не употреблять их, как говорится, дело каждого.
Напомним, что на предыдущих лекциях проекта «Факультатив» смоляне смогли познакомиться с архитектурой эпохи модернизма в Смоленске и узнать о местных традициях встречи Нового года и Рождества.
Справка. Топони́мика — дисциплина, изучающая географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Книга кандидата филологических наук Д.В. Бутеева, В.Ю. Сергеева и А.Г. Сибиченкова «Словарь неофициальных топонимов города Смоленска» впервые вышла в свет в 2012 году, в 2014-м была переиздана.
Текст и фото: Антонина Ерофеева